Утилизация и переработка шин в современном мире, где число автомобилей неуклонно растёт, приобретает большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира, в том числе и России. Это связано прежде всего с тем, что изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды. К тому же резина огнеопасна и не подвергается биологическому разложению, а куча резиновых покрышек представляет собой достаточно удобное место для проживания целых колоний грызунов и насекомых, многие из которых являются источником инфекционных заболеваний.
Переработка шин предпочтительна потому, что 80 % мирового запаса шин созданы из синтетического каучука который получают из нефти — невозобновляемого природного ресурса. Замена складирования, захоронения и сжигания технологией утилизации имеет важное экономическое значение, так как способствует сохранению природных запасов ценного сырья, стимулирует развитие ресурсосберегающих, дешевых технологий, а также улучшает экологическую обстановка и исключает утрату больших земельных площадей под свалки резиновых отходов.
Стоит отметить, что будучи созданными из таких ресурсов как металл, текстиль, регенерат и так далее, изношеные покрышки также могут являться сырьём для изготовления следующих вещей:
- новых автомобильных покрышек (до 15—20 %);
- РТИ для автомобилей (до 25 %);
- техпластин[1].(для последующего производства РТИ) (до 40 %);
- водоотталкивающих покрытий для крыш (до 40 %);
- ж/д шпал и прокладок подрельсовых (до 60 %);
- напольных ковриков и подошв для обуви (от 10 до 100 %);
- колёс (шинок) для инвалидных колясок и коек (10—100 %);
- покрытий для дорог (14—15 тонн на 1 км дорожного покрытия);
- спортивных покрытий из резиновой крошки для футбольных полей, теннисных кортов и детских площадок;
- плитки из резиновой крошки;
- тротуарной резиновой плитки (основным сырьём для её изготовления является фракционированная резиновая крошка — продукт переработки изношенных шин);
- бетона для строительства в качестве добавок