Прокол колеса — неприятная неожиданность, но на дорогах, далёких от идеальных, совершенно закономерная.
Допустим, вам не повезло: вдали от услуг шиномонтажа проколоты два колеса из пяти, и запасной камеры-спасительницы нет. Но в багажнике есть комплект для ремонта шин. Найти его — дело минутное. А что дальше?
Ремонтные материалы и технологии их применения
Ремонтные материалы для шин бывают двух типов. Первый — это «сырая резина»: эта податливая и вязкая смесь под воздействием высокой температуры (при вулканизации) превращается в настоящую резину. Второй — готовая заплата (с нанесённым специальным компонентом) в комплекте с активирующим клеем.
Сами шины, как известно, бывают камерные и бескамерные. Вторые сегодня преобладают, хотя первые в некоторых отношениях более ремонтопригодны: удалив из покрышки проколовший ее предмет, проколотую камеру заменяют или накладывают заплату.
Заплаты из сырой резины приваривают к камере вулканизатором. Наиболее удобен электрический с питанием от аккумулятора или генератора автомобиля (если камеру заменили, то вулканизировать проколотую можно и на ходу). Минут через 10-15 заплата прогреется до температуры около 150°С.
Опытные автомобилисты это проверяют с помощью сахарного песка: если его крупинки в контакте с горячим вулканизатором начинают плавиться и желтеть, значит, вулканизатор пора выключать.
Известны и вулканизаторы, нагревающиеся за счёт сгорания какого-нибудь топлива. Это устарвшие модели, но встречаются они в продаже и по сей день. Например, заплату фирмы Camel можно привулканизировать подобным приспособлением: в жестяной коробочке, к донышку которой приклеена заплата, находится пиротехнический состав. Остается прижать все это струбцинкой к ремонтируемому месту камеры и поджечь горючее. Остынет — дело сделано!
Однако эти технологии уже устарели. Намного проще и быстрее ремонтировать камеры материалами второго типа — самовулканизирующимися в холодном состоянии. С заплатки из комплекта необходимо снять защитную плёнку и прикатать тупым предметом к зачищённому и смазанному специальным клеем повреждённому месту. Через пять минут соединение станет практически неразделимым.
Некоторые фирмы выпускают и ремонтные вентили. Технология наклейки та же.
Ремонт бескамерных шин
У бескамерных шин немало достоинств. Но их ремонт достаточно сложен, здесь свои технологии, отступление от которых недопустимо. Основные разработчики средств для их ремонта «прописаны» в США и Германии. Есть на российском рынке ремонтные комплекты и инструменты, произведенные на Тайване, но, технологии, тем не менее, американские.
Наборы для холодного ремонта покрышек отличаются лишь внешне. «Идеология» у всех одна: шило-напильник для прочистки отверстия в покрышке и нанесения клея, игла для протаскивания жгутиков, клей-активатор, жгутики из резины (в некоторых случаях — армированные нейлоновым кордом). Необходимые инструменты и материалы продаются и раздельно.
В простейших случаях колесо можно отремонтировать, не разбортовывая шину. Очистив её, извлекаем проколовший предмет. Дальнейшие операции удобнее выполнять, подкачивая шину, но, конечно, в полевых условиях, в отличие от сервиса, это сделать не всегда легко: воздух убегает через прокол.
Напильником разрабатываем края отверстия, затем им же наносим клей. Освобождаем жгутик от защитной плёнки и, продев в отверстие иглы, вводим в прокол. Затем иглу, не провертывая (!), резким движением выдергиваем. Если нужно, вводим ещё один жгутик. Выступающие концы укорачиваем до 1-2 мм. Ремонт закончен. Накачиваем колесо, и в путь.
Следует помнить (в инструкциях это оговорено), что такая технология ремонта не разрешена для скоростных шин типов H, V, Z. Это уже дело специалистов шиномонтажа.
Как правило, ремкомплекты рассчитаны для радиальных шин. Но вот, например, фирма Rema Tip Тор выпускает и наборы для ремонта диагональных шин «Силфикс» (Sealfix). Здесь вместо жгутиков специальные пробки-якоря. Их вставляют иглой с боковой прорезью.
В некоторых случаях надёжно отремонтировать колесо можно, только его разбортовав. Если ось прокола расположена относительно внутренней поверхности шины под углом не меньше 65°, для ремонта применяют «грибок» с клеем. В иных случаях — специальную пробку.
Довольно сложны требования к ремонту боковины. Здесь должна быть заплата, которая после накачки шины не станет растягиваться, иначе неизбежно дальнейшее разрушение корда в тонкой стенке — образуется «грыжа»… и шине конец. Применяемая заплата армирована (усилена) почти нерастяжимыми волокнами. Место повреждения зачищаем, снимаем с заплаты защитную плёнку и, перед тем как наложить, ориентируем вдоль кордовых нитей боковины. Для этого на лицевой стороне заплаты изображена стрелка.
Закончим предупреждением: ремонт шины — дело крайне ответственное. При малейших сомнениях в положительном результате такое колесо лучше поставить на заднюю ось и, доехав до шиномонтажного сервиса, обратиться к специалистам.
Удачи на дорогах!